Сквозная рабочая программа по русскому языку

5-9 класс


Рабочая программа составлена   на основе  следующих  нормативных документов:

1.Федеральный закон  РФ от 29. 12. 2012 г. № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации»;

ФГОС ООО, зарегистрированным Минюстом РФ 01.02. 2011г. за номером 19644, утвержденным 17.12.2010 г. за № 1897;

Приказ Минобрнауки  России от 31.12.2015 № 1577 « О внесении изменении в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования  и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897»

 на основе ООП ООО ОУ СОШ № 47 от 25. 06. 2012 г.,  утвержденной директором  МБОУ «СОШ № 47»,

ПООП ООО по русскому языку,  одобренной решением федерального учебно-методического объединения  по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15),

Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова,

Программа соответствует  УМК С.И. Львовой и учебнику:  Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 частях / С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2013, включенному в федеральный перечень учебников;

учебному плану МБОУ «СОШ № 47

Программа   обеспечивает реализацию обязательного минимума образования.

 

 

Данная программа учитывает основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

 

Предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, программа имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования; во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.

 

 

Общая характеристика учебного  предмета «Русский        язык»

 

Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку и реализует основные идеи стандарта второго поколения для основной школы.

 

Для каждого года обучения выделяются коммуникативные умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания

 

  • его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания.

Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.). Программа нацеливает и на усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.

 

Важный аспект в обучении — формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

 

Структура курса: 5—7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; 8—9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса соответствующих правил пунктуации. Особым этапом в обучении рассматривается  курс 5 класса. Его можно оценить как стартовый по отношению к систематическому курсу русского языка. Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития. На всех этапах обучения реализована идея поэтапного овладения теоретическим материалом:

 

  • введение понятия

 

  • осмысление лингвистической сути понятия

 

  • овладение теоретическим (научным) способом действия, гарантирующим правильное проведение анализа языкового материала

 

  • формулирование теоретических выводов

 

углубление знаний.

Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении — обеспечение языкового развития учащихся,  овладение речевой деятельностью: формирование умений и навыков грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научение их свободному общению на родном языке; развитие  у учащихся речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно – нравственных и эстетических качеств личности,  формирование умения пользоваться им в жизни как основным средством общения.

В соответствии с целью обучения в программе усилена речевая направленность курса: расширена понятийная основа обучения связной речи, теория приближена к потребностям практики, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

* овладевать  знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;

* формировать  способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствовать  навыки письменной речи;

* осваивать компетенции — коммуникативную, языковедческую и культуроведческую;

*проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую                                 информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников,

включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);